Reklama.Ru. The Banner Network.
А ты сходил на мой bookmark?

НАВИГАЦИЯ ВНУТРИ
Index.html
Текущая заметка
Поиск по сайту :)
Архив
Гестбука
СИМПАТИЧНЫЕ МНЕ ПРОЕКТЫ
ФОРУМ.МОСКВА.РУ
Русский журнал
Газета.RU
Анекдоты из России
Русская Рулетка
Журнал Internet
Паравозов News
Вечерний Интернет
МобилТелеком News

ПОИСК В СЕТИ
AltaVista
HotBot
Lycos
Rambler
RamblerTop100
Яndex
Yahoo
FTPSearch
FTPSearch.Ru

ЕЖЕ ДВИЖЕНИЕ
ЕЖЕweeka
ЕЖЕдневки
ЕЖЕнедельки
ЕЖЕ ПРАВДА
ФРИ: лица РУНЕТа
Доска Позора

СТАТИСТИКА

Rambler's Top100

16.02.99 - Заметка 29
Этот выпуск состоит из нескольких достаточно коротких сообщений и большого материала, опубликованного 15 февраля в "Итогах" (с незначительными изменениями и сокращениями)

Бесплатный компьютер за деньги
Несколько дней назад прогрессивное человечество изумилось очередной блестящей идее Билла Гросса. Гросс готов предоставить всем желающим бесплатный компьютер!
Этот человек, создавший свою первую компанию еще в возрасте лет 12-ти, был относительно спокоен всего несколько лет (пока работал на Lotus во второй половине 80-х годов). Все остальное время его распирало идеями. Сначала технологическими - например, параболической "тарелкой" для уловления солнечной энергии и преобразования ее в "полезные формы". Потом, по мере того как шли годы, все больше коммерческими. Ему многое удается - мало кто знает его базовую компанию idealab!, но многие из вас наверняка слышали хотя бы о некоторых "дочках"  - www.goto.com, www.cooking.com, www.adventure.com, www.tickets.com, www.kidsonline.com...  У него их много, всех не перечислишь.

И вот теперь - бесплатный компьютер. Смешно, да? Постойте смеяться - такие люди, как Билл Гросс и Билл Гейтс, ничего не делают, не просчитав хорошенько. Идея действительно проста до смешного - вы получаете очень недурного качества компьютер (спецификация здесь) в обмен на то, что по краю экрана у вас будет ВСЕГДА проживать неуничтожимый фрейм с рекламной информацией. Нечто вроде push-клиента, где тоже, разумеется, в некоторых дозах присутствует реклама - но в данном случае, получая компьютер, пользователь (для начала компьютеры обещаны 10 тысячам человек) выдает всю возможную информацию о себе, своих предпочтениях, пристрастиях, доходе и пр. Рекламодателям хорошо - вот он, тот таргетинг, о котором так мечталось! Пользователю тоже вроде бы неплохо - любитель здорового образа жизни гарантированно не получит рекламы алкоголя, сигарет и прочих ужасов. И наоборот. Да! Помимо бесплатного компьютера обещан еще и бесплатный доступ в Интернет. Казалось бы - чего тебе еще надобно, старче?

Да ничего! Гросс очень удачно выбрал время - Интернет с прошлого года можно окончательно считать полностью доступной и бесповоротно бытовой услугой. Так что клиентам www.free-pc.com, неофитам Интернета, большей частью слабо разбирающимся в технике, вряд ли придет в голову поставить, скажем, в машину еще один диск (или выделить два раздела на имеющемся), установить Линукс или любую другую операционную систему и сказать Гроссу большое спасибо за бесплатный хороший компьютер. Конечно, какой-то контроль за пользователями будет осуществляться. И все же - представьте себе, что Гросс решил развернуть свою деятельность в России. Представили? Вы бы вот стали терпеть рекламу, занимающую четверть экрана? Причем всегда, даже когда вы не подключены к Сети (база рекламных объявлений лежит на локальном диске)? Думаю, что способы избавиться от этакого безобразия нашлись бы - только выбирай.

Нормальный интернетчик с двух-трехлетним стажем, услышав о том, что локальная рекламная база будет пополняться без его участия (когда управляющее приложение сочтет нужным, оно куда-то там подключится без ведома хозяина и скачает некие обновления), вряд ли польстится на предложение Гросса. А и польстится - так я больше чем уверен, что таких и близко не подпустят к раздаче слонов, во всяком случае пока (напоминаю, что соискатели должны заполнить максимально детализированные анкеты с персональной информацией).

И вот что еще возьмусь предсказать - в скором времени надо ждать поступления на российский рынок большого количества "серых" Compaq Presario. Именно эти машины будут раздаваться бесплатно. А в США довольно большая русская диаспора...

Метро (follow-up)
В прошлом выпуске Save As я обратил внимание уважаемой публики на чудо прогресса - "Интернет-киоск", опекаемый фирмой "Макомнет" (дочерняя компания Московского Метрополитена). Установлен сей мудреный девайс на выходе из станции метро Арбатская (той, что на Арбатско-Покровсой линии). Разругав этот технологический изыск, составитель Save As преспокойно выкинул его из головы. Но жизнь любит преподносить нам сюрпризы. Это, пожалуй, был приятным.
Ровно три дня назад дела снова привели меня на станцию Арбатская. Я не смог пройти мимо "Интернет-киоска", не бросив на него хотя бы взгляд. И остановился. Экран чудесной машины был густо усыпан привычными (для пользователей Windows) сообщениями о системных ошибках, "невозможности открыть" и пр. Перлом коллекции было самое верхнее и самое большое сообщение, на чисто английском языке (посреди Москвы! На публичном терминале!) гласившее (даю примерный перевод): "Фатальная ошибка системы! Видимо, не хватает Виртуальной памяти! Или она неправильно сконфигурирована! Предлагаем вам найти (!) Контрольную панель (в этом терминале четыре кнопки управления курсором и никаких Start'ов, заметьте), в ней выбрать иконку Система и изменить параметры paging file. Или создать новый paging file. А потом перегрузиться." Составитель Save As счастливо захрюкал от восторга. Стоявший рядом и изучавший тарабарские надписи на экране прохожий опасливо покосился и ушел. Другие прохожие начали обходить меня по широкой дуге, все менее скупясь на радиус. Мне было все равно. Слезы восторга и понимания застилали глаза.


Катализатор прогресса

Кризис ускорил профессинализацию Интернет-рекламы

Пожалуй, за всю историю товарно-денежных отношений ни один бизнес не развивался столь стремительно, как реклама и торговля в Интернете, а 1998 год явился не только годом опережающего роста бизнес-услуг в Интернете, но и годом качественного перелома в психологии сетевого покупателя.

Примерно за месяц до католического рождества авторитетнейшие маркетинговые агентства (Dataquest, Marketing Corporation of America, Zona Research) предсказывали, что на покупку по Сети подарков к Рождеству американо-канадцы истратят 2,3-2,5 миллиарда долларов (1 миллиард долларов в 1997 году). В "Итогах" N49 я взял на себя смелость предположить, что еще до наступления рождества эта сумма перевалит за три миллиарда долларов. "Итоги" оказались ближе к истине - опрос онлайновых продавцов зафиксировал сумму продаж в 8,2 (!) миллиарда долларов за весь рождественский период. Однако сумма как таковая - не самое главное.

В Интернет пришел "нормальный" среднестатистический потребитель среднестатистического супермаркета. Так, мужчины в среднем потратили по 707 долларов, что лишь на 145 процентов больше, чем в прошлом году, а женщины - по 543 доллара, но это на целых 310 процентов больше уровня прошлого года. Пользователи Сети в возрасте от 50 до 54 лет (ранее воспринимавшиеся как люди, шарахающиеся от Интернета) потратили на 550 (!) процентов больше, тогда как пользователи в возрасте до 25 лет (привычно воспринимаемые как "заядлые интернетчики") - всего на 36 процентов больше. Наконец, самое главное - 26 процентов рождественских покупок средней американской семьи было сделано через Сеть.

Все это, очевидно, свидетельствует о том, что Интернет совершенно прижился в Америке. Через Интернет-каналы уже довольно давно проходят деньги по корпоративным сделкам, однако теперь, когда массовый пользователь почувствовал себя в Сети, как дома, онлайновые продавцы будут делиться прибылью с рекламными агентствами, те, в свою очередь, с поставщиками "контента" - информации всех видов, от деловой до развлекательной. Это, в свою очередь, означает новые рабочие места, прибыли для всех игроков рынка, растущие котировки акций и очередной всплеск интереса к онлайновому бизнесу - и так все вверх по нарастающей. В итоге получается спиралевидная sucess story, из которой просто невозможно выпрыгнуть - еще со времен мэйнфрэймов массовый пользователь Сети искренне убежден, что информация должна быть максимально доступна и максимально бесплатна. Следовательно, ее поставщики вынуждены активно прибегать к продаже рекламных площадей на своих серверах. Реклама - двигатель торговли, с ростом торговли (а покупать через Сеть чрезвычайно удобно) в Интернет привлекается все больше потрбителей. Процесс этот остановить практически невозможно, пока дело не дойдет до подключения к Сети каждого жителя планеты. Но до этого еще далеко, так что обратимся пока взором к родным осинам.

А чего к ним обращаться, пусть даже и взором, скажет неизменно подозрительный читатель. У нас, мол, все плохо... Кризис к тому же... И можно с читателем и согласиться - однако заменив в его реплике настоящее время на прошедшее. Ибо кризис, как представляется, как раз подтолкнул "коммерциализацию" русского Интернета.

Нельзя сказать, что до того денег в русской Сети вовсе не было. Не исключено, что их было даже больше, чем сейчас - однако использовались они далеко не всегда эффективно. К тому же большую их часть составляли инвестиции в "контент"-проекты и собственно сети как таковые. Создатель мощного информационного ресурса подводил к своему сайту хороший канал, вкладывал деньги в журналистов, вебмастеров, менеджеров, потом вступал в сеть баннерного обмена или вывешивал на сайте объявление о сдаче рекламных площадей и ждал, когда к нему повалит рекламодатель. Создатель небольшого сайта делал примерно то же самое и тоже ждал. В общем случае и тот и другой, понадеявшись заработать, только теряли деньги. Правда, сама Сеть, надо отметить, росла довольно быстрыми темпами - за последний год число пользователей увеличилось в два раза (как минимум миллион по состоянию на январь 1999 года), почти в два раза увеличилось количество зарегистрированных доменов, выросло несколько крупных сетей обмена баннерами. Но рекламные бюджеты были совершенно и катастрофически малы.

Дело в том, что до кризиса в параллельных Интернету издательских средах (в "оффлайне", как принято выражаться в Сети) - в бумажных, радио- и телеСМИ дла обстояли если и не чрезмерно замечательно, то, во всяком случае - профессионально. Давайте посмотрим, как в "оффлайне" осуществляется взаимодействие участников информационного рынка. Итак, авторы поставляют информацию, необходимую аудитории, рекламодатели - информацию о своих товарах и услугах, и то и другое подается в "одном флаконе" потребителю. Важно здесь то, кто это сливает в один флакон - ведь может получится нечто, к потреблению совсем не пригодное. В "оффлайне" эту функцию выполняют три медиатора -  типографии, издательства и крупные рекламные агентства. Именно последние выступают основными регуляторами информационного рынка. И если в Интернете для первых двух существуют аналоги (интернет-провайдеры и контент-провайдеры), то третьих заменить было практически некем. Их подменяли маркетинговые службы самих потенциальных рекламных площадок. Представьте, если бы бы рекламные службы каждого бумажного издания сами осаждали рекламодателя! Разумеется, они были бы необъективны в освещении достоинств и недостатков родного издания. Результатом стала бы полная растерянность компаний-заказчиков, их непонимание того, что происходит на рынке, резкое падение эффективности рекламных компаний и, в итоге, полное недоверие к прессе как таковой. Вот именно так дело и обстояло в русском Интернете. С одной стороны, бюджеты на рекламу в Интернете у заказчиков были исчезающе малы - крупные агентства не объясняли заказчикам преимущества рекламы в этой среде. А не объясняли потому, что бюджеты были малы и, соответственно, были малы их, агентств, проценты. А инвестиции в содержательную часть Интернета ограничивались, поскольку от рекламодателей не поступало должного отклика. И так далее, как в короткой грустной сказке про белого бычка.

За последние несколько месяцев произошли качественные изменения. Во-первых, ресурсов с высокой и "качественной" посещаемостью к моменту кризиса было создано уже предостаточно; во-вторых, бюджеты потенциальных рекламодателей были сокращены; в третьих, пострадавшие из-за этого агентства стали не так снисходительно относиться к Интернету как рекламоносителю; в четвертых, сыграла свою роль и "оффлайновая" пресса, упорно вкладывавшая в головы потребителей (возможно, на свою беду) мысль о том, что Интернет - это очень здорово. Наконец, из некоторой группы людей, которых я назову условно "первопроходцами" русского Интернета, к этому моменту выросли превосходные профессионалы в разных областях, в том числе и в рекламной. Были созданы два крупных серьезных агентства сетевой рекламы (www.system.ru и www.banner.ru). Что очень важно, они объединили две достаточно большие группы "мегасерверов" с разной, а не одной, тематической направленностью - следовательно, способны проводить любые рекламные компании "под заказ". А самое главное - такие агентства, в отличие от сетей обмена баннерами, способны не столько "раскрутить сайт" заказчика (заказчику обычно наплевать на сайт как таковой, в общем случае он решает задачу, лежащую за пределами Интернета), сколько грамотно рекламировать его продукцию и услуги в комплексе. Обычная позиция менеджера баннерной сети - купите, мол, у нас сто тысяч показов наших баннеров,
(вот таких, например - пера Алексея Ковалева из "Элвис Телеком")

и пользователь придет на ваш сайт, а дальше хоть трава не расти - устарела. Баннер может быть сколь угодно хорош сам по себе, но это не значит, что только им и можно обойтись во многих случаях.

"Новоприбывшие" способны привлечь деньги в Интернет. Сеть станет интереснее, будет расти быстрее, появятся онлайновые магазины - все это привлечет новых пользователей, что повлечет за собой вложения воспрянувших духом инвесторов. Что, в процветание верится с трудом? Но, между прочим, уже сейчас в Москве и Петербурге удельный вес Интернет-пользователей выше, чем в среднем по Западной Европе. Так что - почему бы и нет? В России может случиться абсолютно все - в том числе и хорошее.          

16.02.99 - Заметка 29
Copyright © 1996-1999 Составитель (составление, тексты, HTML)
Copyright © 1998-1999 NSever (дизайн)