Запах денег

Подзаголовок - К моменту появления первого миллиона пользователей в российском Интернете в нем начали складываться филиалы известных финансовых империй
Автор - Андрей Солдатов
при участии Егора Быковского

Отечественный Интернет наконец-то привлек к себе внимание крупного российского бизнеса. Сеть, с которой наконец решили поближе познакомиться финансисты и медиа-магнаты, с недавних пор предстала российскому пользователю в новом качестве - полноценного информационного пространства. Еще год назад ею всерьез интересовались лишь те предприниматели и банкиры, которые использовали ее как удобный инструмент для совершенствования системы банковских расчетов. Медиа-магнаты же отводили ей роль максимум второстепенного способа передачи информации.

Не за горами новый этап в жизни российских СМИ - этап расцвета разнообразных электронных Интернет-изданий, которые еще пару лет назад даже самые большие оптимисты не считали заслуживающими внимания. Закончился период, когда финансовым источником их существования оставался порыв создателей-энтузиастов да скромная помощь иностранных фондов, предоставляемая в форме грантов. Пятикратный рост сетевой аудитории за два года и первые банковские успехи по внедрению электронных платежных систем заставляют представителей бизнес-элиты, даже далеких от технологических новинок, задуматься над возможностями новых сетевых СМИ, и вынуждают их к действию. Кроме того, политические скандалы, в которых если не автором, то зачинщиком в последнее время часто оказывался безымянный и оттого практически совершенно безнаказанный Интернет, продемонстрировали мощь этого нового оружия политической борьбы. А значит, в Интернете начнут действовать те же законы влияния на общественное мнение, что и в "большом" мире.

Кроме того, в российском Интернете есть люди, всерьез претендующие на деньги крупного бизнеса и предвыборные бюджеты. В течение 1998 года стало ясно, что существует минимум три команды, чей профессиональный уровень дает им право на это рассчитывать.

Претенденты
Очень неплохой шанс получить деньги от политиков и поддерживающих их структур имеет коллектив "Инфоарта". Это давно и хорошо раскрученый мегасервер, испытывающий сейчас финансовые проблемы, - его владелец, банк "Зенит", прекратил финансирование. Именно руководители "Инфоарта" первыми поняли, что для продвижения в сети нужен не просто сайт, а информационный массив. Согласно этой концепции, пользователи Интернета, попав однажды на страницы их ресурса, дальше перемещаются только внутри этого "мегасервера", практически не выходя во внешний мир. Все, что нужно рядовому пользователю - от погоды и психологических тестов до экономических новостей и почты, - существует в рамках одного информационного ресурса, который в таком случае называют порталом.

У команды создателей "Инфоарта" есть наработанные технологии public relations - так, три года назад в качестве маркетингового хода был раздут скандал о взломе своего сайта, позже - обеспечена реклама Интернет-конференции московского мэра. Однако действует "Инфоарт" довольно прямолинейно, особой популярностью у активной части сетевой публики не пользуется, в политическом профессионализме проигрывает другим командам. Скажем, Анатолию Левенчуку. Анатолий Левенчук добился широкой известности на волне интереса к фондовому рынку. В Интернете он появился, создав первый в стране коммерческий сайт с информацией по фондовому рынку. Левенчук участвовал в организации представительств в Интернет около 20 инвестиционных компаний, а также сайтов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной фондовой корпорации, агентств "Финмаркет", "Скейт-пресс" и АК&М.

Однако за последние несколько лет интересы Анатолия Левенчука сместились в политическую область, а именно к технологии раздувания политических скандалов и организации общественного мнения в Интернете. Не в последнюю очередь именно с подачи Анатолия Левенчука в прессе был раздут скандал вокруг попытки ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) поставить под контроль все коммерческое шифрование в стране. Однако тогда основной упор был сделан на печатные СМИ: Интернет еще не мог обеспечить нужного масштаба. Ситуация изменилась летом 1998 года. Тогда ФСБ, на свое и наше несчастье, вышла с инициативой активного введения СОРМ-2 (система тотальной автоматизированной слежки за пользователями Сети; об этом "Итоги" подробно писали в #29, 1998). Этот случай стал для Анатолия Левенчука отличным опытным сетевым полигоном, причем уже "в натуральную величину".

Именно он организовал на сайте "Либертариума" (первоначально задуманного лишь в качестве библиотечки текстов экономистов-либералов) массированную кампанию по активизации скандала вокруг ФСБ. Надо признать, что ему это удалось в полной мере - о СОРМ-2 сегодня слышали чуть ли не все пользователи Интернета. Мало того - немало людей заинтересовались Сетью, прочитав про СОРМ в прессе. Таким образом, к этому году Левенчук подошел с готовой технологией создания и поддержания на должном уровне политической "волны". И можно не сомневаться: его услуги наверняка будут востребованы. Однако к 1998 году у него появился в Сети могущественный коллега-конкурент - Фонд эффективной политики (ФЭП).

Ну очень эффективный!
Эта команда была создана еще в 1995 году под патронажем администрации президента (подробнее смотри статью...). По сути, ФЭП - это консалтинговая фирма, которая оказывает информационно-аналитические услуги в политической сфере, в том числе проводит и избирательные кампании. В прошлом году ФЭП решил использовать наработанные технологии в Интернете. Еще в 1997 году ФЭП проверил свои силы, создав "Русский журнал" - с тех пор одно из самых популярных сетевых изданий. Первый опыт оказался донельзя удачным, и было, по всей видимости, решено, что рынок этот - эффективный. А среди клиентов ФЭПа немало таких, кто в состоянии обеспечить недурное постоянное финансирование. В частности, ЮКОС. Десять лет назад химик-технолог Михаил Ходорковский первым нашел финансовое измерение научно-техническому творчеству молодежи; Менатеп вырос из центра НТТМ, помноженного на комсомольский задор и первые успехи в торговле компьютерами. Сегодня возглавляемый Ходорковским ЮКОС внезапно начал наступление по всем направлениям, открыв в начале года собственный Интернет-сайт и включившись в ряд издательских сетевых проектов. Летом прошлого года с помощью денег ЮКОСа в полноценное Интернет-издание был превращен еженедельник "Московские новости". А в феврале ЮКОС сделал сенсационное заявление. Компания задумала перепрофилировать часть своих подразделений в Нефтеюганске. Более двух тысяч человек после переобучения планируется занять в производстве современных программных продуктов и Интернет-приложений.

Однако одно дело - изготовление программных продуктов и совсем другое - грамотный PR (public relations). Так что ФЭП, который специализируется именно на имиджмейкерстве, без своего куска хлеба с маслом не останется. В начале года ЮКОС выделил солидный бюджет на создание ФЭПом первой ежедневной Интернет-газеты (Gazeta.Ru). Электронная газета - самостоятельное издание, она не имеет бумажной версии, а потому обходится намного дешевле (на два порядка, как отмечает издатель), нежели привычные нам газеты и журналы, даже несмотря на то, что к участию в редакции был привлечен ряд самых известных в Сети журналистов и литераторов. Страницы нового издания, сразу же занявшего первые строчки в рейтингах популярности, ежедневно открывают более 10 000 пользователей Интернета. Чуть раньше ФЭП выполнил заказ Сергея Кириенко - тот в декабре пожелал, чтобы в Сети явился Интернет-парламент, этакий "предпарламент того, что будет избран в конце года", а ФЭП быстро и качественно воплотил это пожелание в жизнь, создав сервер, на котором все, кто хочет, могут поспорить о судьбах России.

Смена вех
По нашим оценкам, не менее половины предвыборных денег (мы в данном случае ведем речь не о деньгах за прямую рекламу, а о бюджетах под создание сетевых информационных ресурсов), которые будут в этом году "вброшены" в Интернет, достанется случайным людям, сумевшим вовремя пробиться к "телу" магната или политика (скудная грамотность политиков в данном вопросе не оставляет им другой альтернативы). Однако оставшуюся половину поделят между собой ФЭП, команда Левенчука, "Инфоарт" и близкие к ним или дружественные структуры. Читатель вправе спросить - а каковы же шансы у Интернет-провайдеров, считавшихся в прошлом самыми мощными распределителями сетевых потоков? Не секрет, что входная страница компании-провайдера действительно обладает мощным потенциалом. Обычно она оказывается первой, на которую при соединении с Сетью ежедневно попадает домашний пользователь. Следовательно, чем больше у провайдера клиентов, тем легче, исподволь навязывая им выбор, создать и раскрутить собственное электронное СМИ. Подобным преимуществом могли бы воспользоваться провайдеры-лидеры: Центральная Компания "Деловая сеть" (бывший "Релком"), "Ситилайн", "Гласнет", "Демос" и "МТУ-Информ". Однако информационная система Relis (Relcom Information System), принадлежащая "Деловой сети", уже давно не развивается, о базах данных "Демоса" известно всем, но мало кто ими пользуется. В "МТУ-Информ", похоже, об этой возможности заработать вообще пока не задумывались, "Совам-Телепорт" (владелец провайдера "Россия-он-Лайн") пару лет назад попытался было создать у себя большой информационный портал, без особого, впрочем, успеха. Надо признать: информационные ресурсы этих провайдеров пока вчистую проигрывают "Ситилайну". Этому провайдеру не только удалось за счет агрессивной ценовой политики захватить значительную долю московского и питерского Интернет-рынка. В рамках или "под крылом" проекта "Ситилайн" возникло большое число популярнейших сайтов (в частности, среди них третий по посещаемости сайт российского Интернета Anecdot.RU, на который ежедневно заглядывает до 20 тысяч читателей). Но "Ситилайн" - редкий пример организации, совмещающей в функции как предоставления доступа к Интернету, так и создания информационных ресурсов. Другие провайдеры практически проспали гонку - на создание популярных ресурсов будет требоваться, как и в реальном мире, все больше и больше денег, и сейчас начинать уже поздно. Тем более, что быстро вернуть средства не удастся - до сих пор любые попытки извлечь прибыль из продажи доступа к электронной версии издания ничем не заканчивались.

Так что Интернет-бизнесу суждено в самом скором времени разделиться на три части: провайдеры будут обеспечивать доступ в Сеть, крупный бизнес будет вкладывать деньги в сетевые СМИ, вырастающие из "обычных" изданий; несколько небольших мобильных групп профессионалов "освоят" предвыборные бюджеты и, скорее всего, создадут на этой основе ряд популярных информационных ресурсов, никак не связанных с привычными бумажными журналами и газетами. Именно у последних за счет отработанных в сетевых политических схватках приемов и долгого сетевого опыта их создателей наиболее высоки шансы на успех.

Врез на поля
К созданию собственных сетевых СМИ, похоже, приступили сразу несколько влиятельных российских групп влияния (корпораций).

Борис Березовский: Выпускник факультета электроники и вычислительной техники, более двадцати лет занимался проблемами автоматизации и управления. Все в той или иной степени контролируемые Березовским или дружественные ему структуры давно обзавелись сетевыми представительствами. Это - "Независимая газета", Автоваз, Объединенный банк, Всероссийский автомобильный альянс, Национальная служба новостей, агентство АК&М, один из крупнейших российских провайдеров "Ситилайн" и ряд других. Березовский - один из немногих, кому удалось органично сочетать и активность в масштабных проектах вроде битв за Связьинвест, общероссийские информационные агентства и телеканалы и малые дела в только зарождавшейся Сети. (Правда, в свете неприятностей, постигших в последнее время Березовского, неизвестно, в каком состоянии окажется его империя к началу выборной кампании.)

Юрий Лужков: В феврале руководство компании-провайдера МТУ-Информ, контролируемой холдингом АФК "Система", объявило о завоевании 40 - 50% рынка, а значит, создана площадка для развертывания в Интернете еще одной корпоративной группы, возглавляемой московским мэром. Поскольку Лужков о Сети, видимо, задумался не так давно, то, за исключением "Московского комсомольца", в Интернете еще не обосновалось ни одно из изданий, традиционно относимых к числу пролужковских, - разве что "ТВ-Центр" сотрудничает с "Инфоартом".

РОСПРОМ-ЮКОС: Начала с финансирования сетевого издания газеты "Московские новости". Продолжила целым рядом политических проектов - Газета.Ру, Сетевой Парламент, пр. В феврале также объявлен другой проект ЮКОСа - о перепрофилировании части подразделений в Нефтеюганске. Более двух тысяч человек после переобучения планируется занять в производстве современных программных продуктов и Интернет-приложений. Поскольку стоимость труда российских программистов значительно дешевле западных, а производимый ими продукт по качеству ничуть не хуже, открывается возможность использовать интеллектуальный потенциал ЮКОСа, по праву гордящегося крупнейшей в России корпоративной сетью (10 тысяч машин). Владимир Потанин: финансировал появление в Сети "Комсомольской правды", "Известий", журнала "Эсперт". Все три не пользуются большой популярностью, хотя у "Комсомолки" неплохой потенциал.

Владимир Гусинский: Контролируемая группой "Медиа-Мост" радиостанция "Эхо Москвы" одной из первых в России поместила в Интернете свой сайт, пользующийся сейчас большой популярностью. В течение этого года ожидается открытие целого ряда масштабных проектов на базе других СМИ "Медиа-Мост".

Анатолий Чубайс: С нетерпением ожидается открытие сайта РАО "ЕЭС России". Ныне скромно-убогий сервер РАО находится в стадии реконструкции, видимо, как и вся российская энергетика. По этой причине личная страничка ее руководителя с многообещающим именем "abc" (не иначе, новая политэнергетическая азбука) пользователям Интернета недоступна.

Газпром: дело пока не ладится. Виртуальный Газпром смотрится третьесортным торговым агентом, что никак не вяжется со слухами о чудесах электроники, которыми якобы нашпигована его высотка. Видимо, идеологии сетей трубопроводных и электронных все-таки сильно различаются. Это не могло в свое время не отразиться на "одноименном" движении. Из всех Интернет-представительств предвыборных объединений сайт "Нашего дома", выполненный питерскими энтузиастами, являет, пожалуй, наиболее печальное зрелище. Редкие в Интернете нашдомовские сторонники не оставляют надежд, что с приходом в исполком движения финансиста, главы Национального резервного банка Александра Лебедева, ситуация и на этом направлении должна выправиться. Буквально за полгода НРБ удалось многое: завершено развертывание локальной вычислительной сети, объединившей около 1000 рабочих мест, готовится к открытию выполненное по самым высоким стандартам Интернет-представительство, корпоративный журнал "Компания" только-только размещен в Сети. Информационные проекты банка в Интернете набирают обороты.