ONLINE

Reklama.Ru. The Banner Network.
А ты сходил на мой bookmark?

НАВИГАЦИЯ ВНУТРИ
Index.html
Текущая заметка
Поиск по сайту :)
Архив
Гестбука
Доп. выпуски
СИМПАТИЧНЫЕ МНЕ ПРОЕКТЫ
ФОРУМ.МОСКВА.РУ
Русский журнал
Неткульт
Газета.RU
Анекдоты из России
Русская Рулетка
Журнал Internet
Паравозов News
Вечерний Интернет
МобилТелеком News
ПОИСК В СЕТИ
Яndex
Апорт
Ау! Rambler
RamblerTop100
AltaVista
HotBot
Lycos
Yahoo
FTPSearch
FTPSearch.Ru
ЕЖЕ ДВИЖЕНИЕ
ЕЖЕweeka
ЕЖЕдневки
ЕЖЕнедельки
ЕЖЕ ПРАВДА
ФРИ: лица РУНЕТа
Доска Позора
СТАТИСТИКА

Rambler's Top100



SAVE AS ПОДПИСКА

Достаточно будет указать Ваш E-mail

КНОПКИ



галерея Гельмана



Каталог Ресурсов Интернет

FortuneCity

Дядя 									Леша на тропе войны

Ссылка дня Русского Журнала

Ресторанный поиск, критика

11.05.99 - Заметка 40
Этот выпуск состоит в основном из текста Ольги Кузнецовой, опубликованном в пршлом номере "Итогов", и нескольких моих коротких заметок "на манжетах". Следующий выпуск выйдет через три дня.

Манжета 1-я
В детстве, помню, меня потрясло впервые услышанное слово "водозабор". Никто не поторопился тотчас объяснить мне его смысл, и я вдоволь посмаковал фантазии о загадочном заборе из воды. Казалось совершенно ясным, что забор из воды абсолютно не приспособлен для выполнения "заборных" функций. Мало того - на него даже нельзя объявление приклеить... и не напишешь ничего... Решительно, забор из воды - глупое и бесполезное изобретение, не правда ли? А как насчет виртуального забора? Несмотря на его очевидную невещественность, на нем можно много чего написать, да и объявлений наклеить - просто сколько угодно. Интересуетесь - заходите на относительно свеженький сайт www.zabor.com, рекомендующий себя в качестве доски объявлений и каталога ресурсов Интернета - там и пишут, и приклеивают. Мечтают о лаврах Yahoo, не иначе.

Манжета 2-я
Слыхали ль вы когда-нибудь о таком расширении файлов - .пи? Ни львы, ни вы, ни я никогда о таком и не слыхивали, клянусь своей треуголкой, как говаривал один из замечательных литературных героев. А вот поди ж ты - есть такое на белом свете! Виртуальный гражданин Паравозов, дух сервера Ситилайн (www.cityline.ru/paravozov-news), сообщил, что журнал Интернет (inter.net.ru) раздает бесплатные футболки. Слово "халява" иногда производит сильное, яркое впечатление даже на лучших из лучших, и ваш покорнейший слуга - не исключение. Рука мертвой хваткой впилась в мышиные бока, курсор вертлявым ужом скользнул к ссылке, и составитель Save As очутился на http://anketa.inter.net.ru/anketa.py. Правда, для того, чтобы получить халяву, нужно, оказывается, заполнить анкету - а чего ж, журнал хороший, отчего бы и не заполнить. Однако расширение .пи было не единственным забавным сюрпризом во время этого краткого путешествия. Халявные футболки, оказывается, поставляет журналу никому доселе не известная фирма "Синяя звезда" (http://www.bluestar.ru/index_rus.htm), на входную страницу которой я тоже заглянул - и оказался вознагражден. Страница открывается следующим потрясающим заявлением (не могу удержаться от цитирования): "Добро пожаловать на корпоративный сайт. Оформление шарами, печать на шарах и футболках". Интересно, шары заказчика тоже могут печатью оформить?

Манжета 3-я
Лет 13 назад, в самом начале перестройки, прочитал в "Известиях" одновременно забавную и возмутительную историю о переименовании старейшей улицы Рязани Скоморошья Горка в улицу... имени 2-го Бетонного Завода (за названия не готов поручиться на 100 процентов, но что-то очень-очень близкое). Тогда, если кто помнит, чиновники обожали время от времени менять хорошие и притом совершенно невинные с политической точки зрения названия улиц и площадей на нечто совершенно невообразимое. С тех пор я всегда испытывал интерес к топонимике. Пару дней назад мое любопытство начал удовлетворять сайт "Неофициальная Москва" (http://www.in.msk.ru), открывший новый еженедельный раздел под названием "Занимательная московская топономика" (http://www.in.msk.ru/rus/streets). Ведет его Николай Викулов, который уже больше 5 лет коллекционирует истории происхождения названий московских улиц. Рекомендую.

Манжета 4-я
Кит Доусон (http://www.tbtf.com) еще 28 февраля посоветовал всем-всем-всем посетить сайт Bookmarklets (http://www.bookmarklets.com/). На сайте лежат чрезвычайно интересные Java-программки, которые Gazeta.Ru спустя несколько дней нарекла (http://www.gazeta.ru/internet/04-03-1999_banner.htm) не слишком благозвучно - закладограммы. Сайт существует с середины декабря прошлого года, я и тогда ничего не стал о нем сообщать, решив слегка подождать и посмотреть, как будут развиваться события. И недаром - изобретение Стива Кангаса (Steve Kangas) получило дальнейшее распространение. На днях обнаружился вполне русский сайт (http://www.user.cityline.ru/~nd/bookmarklets/), где есть все то же самое плюс еще кое-что, но с объяснениями на русском языке. Слово "закладограммы" на этом сайте вы не встретите, bookmarklets там называются "закладурками". Н-да... С именем этим малюткам явно не везет - зато непременно повезет с пользователями. Со мной им уже повезло - пользуюсь с большим удовольствием. Что это такое? Закладурки - это полезные мини-программки, написанные на javascript. Их можно сохранить в браузере, как закладки, и исполнять в нужный момент на любой Web-странице. С точки зрения пользователя их можно сравнить с макросами Word или Excel, которые позволяют вам одним нажатием кнопки выполнять целые последовательности манипуляций. Не поленитесь заглянуть.

Литература Большой Сети

Русский литературный Интернет как "новый андерграунд"
Ольга Кузнецова
ПОИСКИ ЖАНРА
Еще пару лет назад никакого русского литературного Интернета (за редкими блестящими исключениями) и в помине не было. Непрофессионалы по-детски радовались возможностям Сети и пробовали свои силы в беллетристике. Интерактивность позволяла играть в романистов-поэтов, созидающих новые невиданные жанры. Неограниченность виртуального пространства - публиковать все, что придет в голову, в самом неприглаженном виде и проводить конкурсы написанного.

На фоне этой "сетературы" выделялось несколько сайтов, сделанных профессионалами, в первую очередь - "Вавилон" Дмитрия Кузьмина (vavilon.ru), уже тогда привлекательный не менее, чем издаваемые им на бумаге одноименный журнал и газета "Гуманитарный фонд" вместе взятые. Здесь висело расписание литературных мероприятий, изо дня в день велась их хроника, регулярно обозревались литературные журналы и книжные новинки, задавались вопросы писателям, составлялась антология современной литературы.

В нынешнем году тот же Кузьмин заметил, правда, уже с некоторым опозданием: "Русский Интернет вступил в эпоху профессионалов... Профессиональные литераторы зцавоевывают позиции в Сети". Действительно, теперь в литературном пространстве Интернета задают тон не сетевые администраторы, играющие в литературные игры, а сами литераторы, которые адаптируются к особенностям Сети, постепенно перенося в нее свою привычную "бумажную" деятельность. Первое и очевидное достоинство Интернета - возможность практически бесплатной публикации своих текстов в неограниченном объеме. При этом вам гарантируется известное количество вдумчивых читателей, готовых писать отклики (средний пользователь Интернета привык к интерактивности, и это для него куда естественнее, чем для среднео читателя газеты писать "письма в редакцию") и участвовать в дискуссии (для этого не нужно тащиться в клуб на окраину Москвы). Да и потенциальные "бумажные" издатели в Интернет стали захаживать... Так что одни литераторы (как правило, поэты-прозаики) представляют себя - плюс, может быть, пару друзей (Александр Левин - levin.rinet.ru; Игорь Яркевич - guelman.ru/yark), другие (как правило, критики-эссеисты) реализуют более сложно структурированные проекты, использующие возможности Сети гораздо полнее.

Трудно представить на бумаге сооружение, подобное "Современной русской литературе с Вячеславом Курицыным" (guelman.ru/slava) - с псевдоновостной колонкой "Курицын-weekly", антологией "Сто писателей", курицынскими и "просто" художественными текстами, коллекцией ссылок на обзоры конкурсов, премий и вечеров, подборкой рецензий на роман Пелевина "Generation П", игрой-голосовалкой по поводу значения названия этого романа и книгой отзывов на все вышеперечисленное.

Среди других достойных гипертекстовых проектов - "Русская маргинальная культура" Вадима Гущина (rema.ru) с преобладанием визуальной поэзии, а также текстов из "Митиного журнала" и "Комментариев"; "Молодая русская литература" (friends-partners.org/~alexey) глазами Алексея Верницкого - десяток "околовавилонских" литераторов; "Новая генерация в русской словесности" (aha.ru/~ritek/gen) - отобранные Федором Францевым творения строго 20 - 22-летних; "Лягушатник" (net.cl.spb.ru/frog) - редактируемый Алексеем Андреевым журнал поэзии хайку; "Круг чтения" (russ.ru/journal/kniga) - сборник рецензий на издания 1997-99 годов под редакцией Ивана Давыдова; "Журнальный зал" (infoart.ru/magazine) - материалы толстых литературных журналов с сопутствующей критикой.

Отдельный феномен словесности - сетевая газета. Лучший пример - Gazeta.Ru. Какую страницу ни открой, всюду беллетристика: такое впечатление, что из всех жанров журналистики, кроме сухого информационного сообщения, в ходу осталось ныне лишь эссе - пусть и отличающееся часто должным изяществом стиля, но как жанр уместное далеко не во всяком разделе (от "Политики" до "Дисковода") газеты. Впрочем, в большинстве случаев пользователь Сети хочет читать именно "литературу", с удовольствием отмечая про себя, "как здорово пишут эти интернетчики, не хуже прочих", и не замечая, что многие авторы той же Gazeta.Ru - вполне профессиональные литераторы и критики, много и охотно печатающиеся и на бумаге. Разве что в Сети можно безнаказанно сдобрить продукцию своего пера изрядной толикой разговорного стиля - вот и все отличие.

Иным профессиональным литераторам Сеть предоставляет возможность осуществить свои потаенные мечты. Как-то, на устроенном Кузьминым в клубе "Авторник" вечере "Писатели в Интернете", поэт Бонифаций рассказал о своем желании сочинять стихи он-лайн, чтобы все видели, как из черновика рождается произведение. Сеть - идеал для писателя-нарцисса: свою литературную ипостась здесь можно выставить на обозрение во всем объеме, со всеми дневниками, черновиками и записками жене. Эта ипостась начинает жить в Сети своей полноценной жизнью, требует отдельного имени и права называться личностью. Виртуальной.

В Сети есть страничка, посвященная теории "сетературы" (litera.ru/slova/esse). Ее идейный лидер Алексей Андреев подробно рассматривает не только элементы поэтики Сети (гипертекстуальность-интерактивность-автоматическая обработка текста), но и механизм сетевого литературного процесса, названный им "самоорганизацией звезд". В Сети - совершенно своя литературная жизнь, не пересекающаяся с клубно-салонной. Ее персонажи бродят по сайтам, пишут отклики в гостевых книгах, делают ссылки на запомнившиеся творения, голосуют за них на сетевых конкурсах, непосредственно формируя приоритеты. Так прославились Мэри и Перси Шелли (впрочем, уже давно известные) со своим сетевым романом "Паутина" (net.cl.spb.ru/cetera/konkurs/pautina.htm), поэт и прозаик Рома Воронежский (www.karabistr.ru/rv), Макс Фрай, конвертировавший "бумажную" известность в сетевое признание (guelman.ru/frei) и Баян Ширянов (sputnik.portal.ru/anti-teneta) - представители сугубо сетевого жанра (обзора интернетовских литературных конкурсов), набирающего популярность по мере того, как растет число качественных текстов в Сети.

Еще год назад можно было сказать, что читать в Сети нечего - в отличие от книг-газет-журналов. Сейчас - ровно наоборот. Русский литературный Интернет стал "новым андерграундом", прибежищем того, чему, по коммерческим соображениям, окончательно перестали уделять внимание бумажные издания. Давно ли вам встречались статьи об Ольге Арефьевой, "Митином журнале", клубе литературного перформанса? Приходилось ли вам слышать словосочетание "Псой Короленко"? Между прочим, в Сети есть места, где легко найти большое количество хорошей прозы, которой в ближайшее время не суждено попасть на бумагу....
         

11.05.99 - Заметка 40
Copyright © 1996-1999 Егор Быковский (составление, тексты, HTML)
Copyright © 1998-1999 NSever (дизайн)