Уже к середине 90-х годов число электронных изданий мировой Сети приближалось к тысяче. В списке газет и журналов, присутствовавших в Сети уже в первой половине 1996 года, можно было видеть такие названия, как «The New York Times», «The Washington Post», «The Boston Globe», «Известия», «Независимая газета», «КоммерсантЪ», «Le Monde», «The Guardian», «The Economist», «Der Spiegel», «The Jerusalem Post», и прочие. Инициаторы создания сетевых версий печатной прессы не собирались переманивать собственных читателей в Сеть, они лишь осознали в полной мере важность освоения кибер-пространства.
Среди электронных версий печатной прессы были как читаемые с монитора копии первоисточника, так и издания, в полной мере использующие технические возможности Интернета для передачи и усвоения информации. Примерно в это же время появились собственно сетевые издания. Их печатные версии являлись вторичными по отношению к сетевым и существенно отличались от них, а то и отсутствовали вовсе.
Учредителями подобных виртуальных информационных проектов выступили концерны и корпорации, работающие на стыке компьютерной, издательской и новостной индустрий. В России активной сетевой издательской деятельностью с давних времен занимались АО «Релком», «Инфоарт», «СОВАМ Телепорт/Россия-Он-Лайн», «Агама», «Невалинк»; осенью 1996 года издательство «ИЦ-Гарант» приступило к выпуску электронного «Zhurnal.Ru»; к началу 1997 года началось строительство информационного сервера на базе московского провайдера «Ситилайн». Одновременно с компьютерными и издательскими магнатами сетевой инфорынок начали стремительно завоевывать «снизу» авторы индивидуальных издательских проектов, самыми заметными из которых были обозрения «Паравозов-news» Ивана Паравозова и «Вечерний Интернет» Антона Носика. Время одиночек и частных Web-обозрений в русской Сети к настоящему моменту практически закончилось, а первопроходцы либо влились в «чужие» информационные ресурсы, либо создали свои собственные, но рангом повыше. Жанр «сетевой» прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. В первую очередь это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации. Многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для «нормальной» прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.
Эта индивидуальность в свое время проявилась в моде на создание виртуальных личностей (ВЛ), когда автор выступал не под своим именем или псевдонимом, а как вымышленный персонаж, имеющий собственные биографию, адрес, внешность и манеру изложения. Самые известные ВЛ русской Сети — это Мирза Бабаев, Мери Шелли, Катя Деткина, Иван Паравозов, Май Иванович Мухин. Под этими забавными именами эпохи изначального РуНета скрывались вполне серьезные люди. Практически все известные сетевые авторы прошли через период ВЛ. С одной стороны, это было очень приятной игрой, а с другой — давало дополнительную свободу изложения мыслей.
Особенно ярко виртуальные личности проявились в обзорах веб-сайтов, весьма специфическом для русской Сети жанре. Их авторы причудливо сочетали и продолжают сочетать в своих текстах новости Интернета, политики, общественной жизни со своими соображения и эмоциями по названным поводам. Еще пару лет тому назад аналитики Сети говорили о настоящем буме веб-обозрений. Теперь он постепенно стихает, хотя читательский интерес к этому жанру не угасает, а разделы веб-обозрений по-прежнему есть в любом крупном сетевом СМИ (www.yandex.ru/catalog/10915a.html). Еще более вольный стиль изложения демонстрируют авторы многочисленных «гостевых книг» — некоторые читатели пишут туда не менее регулярно и обширно, чем профессиональный журналист в родное издание. Порой даже случается, что «гестбуки» получаются более интересными и посещаемыми, чем те сетевые издания, при которых они создавались.
Сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения. Относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету узкоспециальных, маргинальных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная конституцией свобода слова и самовыражения. К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе — впрочем, все вышесказанное не относится к большим сетевым СМИ.
Пока российский Интернет не превратился в полноценную бизнес-среду, практически вся сетевая «элита» состоит либо из профессиональных журналистов, либо из людей, занимающихся журналистикой в свободное от другой «сетевой» специальности время. В основном это мужчины, молодые и средних лет; либо гуманитарии, разбирающиеся в компьютерных вопросах, либо технари, владеющие пером. Найти их несложно, и если еще 3 — 4 года тому назад авторы и редакторы виртуальной прессы были разбросаны по всей Сети (и по всему миру), то теперь немалая их часть собрана в виртуальных «стенах» ведущих сетевых СМИ. В поисках же ведущих и наиболее посещаемых СМИ можно отправиться на рейтинг «Top 100» поисковой системы «Рамблер» (counter.rambler.ru/top100). Отметим, что сайты большей части участников первой двадцатки «Рамблера» в категории СМИ стартовали лишь в этом году на деньги вполне «оффлайновых» инвесторов. Наибольшую активность (и удачливость) в создании информационных сайтов проявляет Фонд эффективной политики (ФЭП) — именно им был создан и раскручен самый известный проект нынешнего года Gazeta.Ru (в настоящее время управление газетой перешло к концерну «Юкос»). ФЭПу же принадлежат известные СМИ Vesti.Ru, Lenta.Ru, Smi.Ru и др. Вообще, пока в деле производства сетевых СМИ лидируют компании, не занимающие (или не занимавшие в недалеком прошлом) сколько-нибудь заметного места на рынке «нормальных» СМИ. Так, небольшое информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» уловило в августе прошлого года всплеск интереса пользователей Сети к «некомпьютерной» информации, сделало свой сайт бесплатным и с тех пор является владельцем одного из самых посещаемых в России We-ресурсов (www.rbk.ru). Расширяя свое присутствие, РБК в середине нынешней осени запустил еще один проект — ежедневную сетевую газету Utro.Ru. Еще один пример крупного виртуального издания, не имеющего «бумажных» корней — сервер Polit.Ru.
Надо сказать, что вообще первые строчки в рейтингах сетевой прессы (около 10 тысяч посетителей в сутки; примерно в 100 раз меньше, чем ведущие мировые сайты) занимают издания, никогда не имевшие бумажной версии. Вероятно, это связано с тем, что титаны офлайновой прессы до сих пор рассматривали сетевые версии своих изданий как неизбежную дань моде на Интернет. Издание же, просто перекладывающее в Сеть вышедшие на бумаги статьи, вряд ли может добиться серьезного успеха — необходимо учитывать, что сетевая публика предъявляет несколько другие требования к СМИ. В этом жанре надо учиться работать — поэтому до сих проекты, основанные давно изучившими специфику и законы Сети патриархами РуНета, без труда побеждали Интернет-слепки «оффлайновых» изданий. В ближайшем будущем положение может несколько измениться — «Итогам» известно о желании некоторых крупных издательских домов посвятить больше внимания (и денег) собственным сетевым проектам, а также запустить ряд новых. В любом случае пользователь Сети не останется в накладе.
В заключение хотелось бы отметить, что еще недавно независимо существовавшие сетевые и печатные СМИ начали заметно влиять друг на друга. В сетевую прессу пришли профессиональные журналисты, сотрудничавшие раньше или продолжающие до сих пор сотрудничать с печатными СМИ, а проекты «оффлайновых» издательств начинают раскручивать сложившиеся профессионалы в области Интернета, а не случайные люди. Но это на самом деле — не главное. Сетевая пресса и Интернет вообще стали для профессиональных журналистов бездонным кладезем оперативной информации, а проблемы сетевой жизни вообще и журналистики, в частности, стали темой многочисленных публикаций «нормальных» газет и журналов. Высказываемые же время от времени опасения, что сетевая пресса переманит читателей у печатной, нам кажутся совершенно надуманными. Издание делает хорошим или плохим содержание, а не форма представления, которую легко поменять (что и происходит со всевозрастающей скоростью).
(полностью статья опубликована в журнале "Итоги", N47, 23.11.99)
Назад в Save As Bookmark