ONLINE

www.reklama.ru. The Banner Network.
А ты сходил на мой bookmark?
НАВИГАЦИЯ ВНУТРИ
Index.html
Текущая заметка
Поиск по сайту
Архив
Источники
Гестбука
Доп. выпуски
СИМПАТИЧНЫЕ МНЕ ПРОЕКТЫ
ИТОГИ.RU
ФОРУМ.МОСКВА.РУ
Русский журнал
Неткульт
Анекдоты из России
Русская Рулетка
Журнал Internet
Паравозов News
Вечерний Интернет
ЭхоНет
Спорт сегодня
Библиотека Мошкова МобилТелеком News
РЕКЛАМА
RB2 Network. RB2
RB2 Network.
ПОИСК В СЕТИ
Яndex
Апорт
Ау!
Rambler
RamblerTop100
AltaVista
HotBot
Lycos
Yahoo
FTPSearch
FTPSearch.Ru
ЕЖЕ ДВИЖЕНИЕ
ЕЖЕweeka
ЕЖЕдневки
ЕЖЕнедельки
ЕЖЕ ПРАВДА
ФРИ: лица РУНЕТа
Доска Позора
СТАТИСТИКА

Rambler's Top100

TopList



КНОПКИ

Вокруг Света - первый познавательный портал
галерея Гельмана Спорт Сегодня Рестораны:где, как, зачем Бесплатные скрипты Ссылка дня Русского Журнала 3DNews Ресторанный поиск, критика Ледоколов-News

А это - наша
кнопка

13.01.00 - Заметка 68
Следующая ниже статья - из "бумажного" номера "Итогов" за 18 января сего года. Как всегда, не хватает времени на мелкие сообщения - зато статью противу обыкновения публикую в онлайне раньше, чем на бумаге.

Назвался сайтом — полезай в СМИ

Чиновники обнаружили новые области, до сих пор не охваченные регулированием и лицензированием
Егор Быковский
Рубрика - NETLAW
Пока редакция "Итогов" блаженствовала в отпуске, случилось немало прелюбопытных событий. Самое главное из них, отставка президента Ельцина, до сих пор у всех на слуху. Но это, между прочим, далеко не все. В самый канун Нового года, 28 декабря, в Кремле состоялась встреча Владимира Путина с представителями Интернет-сообщества. Премьер-министра (тогда еще не исполнявшего президентские обязанности) сопровождали вице-премьер Илья Клебанов, курирующий ВПК, министр связи Леонид Рейман и министр печати Михаил Лесин. Уникальное событие было, разумеется, немедленно отражено и откомментировано всеми сетевыми СМИ, но для большинства оффлайновых читателей осталось практически незамеченным. Между тем декабрьская встреча имеет громадное значение — ведь со времени знаменитой он-лайновой пресс-конференции бывшего президента Ельцина и его знаменитого "граждане интернетчики!" прошло уже больше полутора лет. За это время власти не слишком настойчиво демонстрировали свой интерес к Сети и к заселяющему ее племени младому, незнакомому, время от времени то вяло обещая "всемерно поддержать и углубить", то утробно и не слишком целеустремленно намереваясь всех этих непонятных "интернетчиков" уконтрапупить.

В последние месяцы, однако, заметную и устрашающую активность проявлял министр связи Леонид Рейман (www.information.ru/sab/62.html), грозясь прислать нам очередного фельдфебеля в сетевые Вольтеры. Леонид Дододжонович очень точно почувствовал, что его непосредственный начальник скоро всерьез задумается о судьбах русского Интернета, и почтительно его опередил. Однако оказался политически неправ — на той самой встрече 28 декабря Путин декларировал, что не собирается «искать баланса между свободой и регулированием: выбор всегда будет в пользу свободы». Казалось бы, стоит порадоваться. И успокоиться на мысли о том, что судьба «русского сегмента Сети» в надежных демократических руках. Однако большая часть из двух десятков приглашенных представителей «Интернет-сообщества» ушли со встречи (vesti.ru/daynews/1999/12/29/01putinternet) не слишком радостными. Они ли тому виной? Конечно, можно упрекнуть представителей соббщества в том, что 20 человек никак не могут полноценно представлять полуторамиллионное население русской Сети, и потому собрание со всей непреложностью не было достаточно представительным. И все же дело скорее в том, что они услышали во время встречи. Планы правительства настораживают. И даже неприятно изумляют.

Имена в законе
Посторонний наблюдатель мог подумать, что Путин заинтересовался Сетью внезапно: казалось, на него произвел впечатление резонанс, которого добились в предвыборный период сетевые СМИ, а также, например, скандал с сайтом elections99.com, транслировавшим в день выборов результаты опросов избирателей (чем его авторы фактически нарушили запрет на агитацию в день выборов). На самом же деле Владимир Путин поручил руководителю аппарата правительства Дмитрию Козаку подготовить рабочую встречу министров с деятелями российского Интернета еще 10 ноября прошлого года, на следующий день после того, как участники фестиваля «Интернить-99» приняли коллективное обращение к правительству (www.russ.ru/netcult/19991109.html). Впрочем, об этом знали немногие. А тем временем в недрах правительства готовился ряд проектов правительственных постановлений, непосредственно затрагивающих интересы всех, кто имеет какое бы то ни было отношение к Интернету. Поэтому для участника встречи Алексея Платонова, директора РосНИИРОС (эта организация делегирует и регистрирует доменные имена в зоне .ru), сообщение Леонида Реймана о том, что РосНИИРОС больше не будет исполнять свои функции, а доменными именами займется некая новая институция, стало настоящим шоком. Проект постановления «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети «Интернет», изготовленный умельцами Минсвязи, предусматривает массу других новаций, связанных с сертификацией, регулированием и лицензированием всех видов деятельности, которые до сих пор не попадали в поле зрения госчиновников. Проект, при чтении которого волосы встают дыбом у любого человека, хотя бы минимально знакомого с российскими законами, опубликован вот здесь — lenta.ru/internet/1999/12/28/domains/proect.htm.

Для юриста же проект — просто золотая россыпь. Так, известный специалист по проблемам права в Сети Виктор Наумов отмечает (www.vic.spb.ru/law/doc/a17.htm), что в этом подзаконном нормативно-правововом акте в качестве субъектов подразумеваются «все физические и юридические лица, независимо от государственной принадлежности». Где же этот акт действует? В «российском сегменте сети «Интернет» — не определенном в законе понятии. Проще говоря, фактически предлагается распространить юрисдикцию РФ на всех лиц гражданского оборота (и иностранных, и российских) по пространству, не означенному какими-либо границами. Указанная неопределенность вполне может быть воспринята как нарушающая международные принципы суверенитета и невмешательства в дела других государств. Практически все дефиниции в этом документе неудовлетворительны с юридической точки зрения. Проект последовательно противоречит и нарушает: законодательство о хозяйственной деятельности, статью 23 Конституции РФ (свобода производства и распространения информации), Закон о связи, ряд положений ГК РФ, Закон об информации, информатизации и защите информации. Не говоря уже о том, что проектом выводится из свободного обращения ряд доменных имен, имеющих «особое государственное или историческое значение», что противоречит общемировым обычаям делового оборота (впрочем, нам к этому не привыкать). Их список не определен, приводятся лишь примеры (вроде president.ru или kulikovopole.ru), кому и как они в итоге достанутся, совершенно неизвестно.

Однако первая приходящая в голову неюриста претензия к проекту заключается вовсе не в том, что он выпадает из правового поля. Начнем с того, что к настоящему моменту РосНИИРОС делегировано более 18 тысяч доменов. Государственное регулирование — штука вовсе не обязательно плохая, но в данном случае оно обозначает, что правительство пытается оспорить права владельцев двух десятков тысяч доменов (сетевых СМИ, интернет-магазинов, порталов, развлекательных сайтов, просто домашних страниц) на то, за пользование чем они исправно платили деньги в течение последних шести лет и что считали своим. Составителям документа даже не пришло в голову проверить, что такое домен и откуда он есть пошел: они совершенно искренне полагают, что если .RU, то, значит, — собственность Российской Федерации. Доменные имена на самом деле не могут принадлежать никому, ни Российской Федерации, ни РосНИИРОС (www.ripn.net), ни частному лицу. Они лишь делегируются на какое-то время официальным локальным регистратором доменной зоны (в частности, зоны .ru). Локальный же регистратор получает свои полномочия от регионального европейского региcтратора (www.ripe.net) лишь после тщательной проверки того, способен ли он выполнять эту нелегкую работу. И в принципе RIPE может в любой момент заменить его другой организацией, доказавшей, что ее «профпригодность» на порядок выше. RIPE, в свою очередь, тесно сотрудничает и отчасти получает свои полномочия от верховного международного координатора доменных зон и интернет-адресов ICANN (www.icann.org), тоже ни в какой степени не подчиняющегося как правительству Российской Федерации, так и вообще какому бы то ни было правительству. ICANN (некоммерческая организация) опирается в своей деятельности на «поддержку и предложения международного Интернет-сообщества», руководствуется решениями «международного совета директоров» и не нуждается в одобрении каких-либо политических институтов. Разумеется, с международными координаторами Интернета можно и не сотрудничать, если хочется построить свою собственную сеть, никак не связанную и не сообщающуюся с остальными.

Можно было бы предположить, что проект постановления является сознательной провокацией — РосНИИРОС слагает с себя обязанности под давлением правительства, созданный государством регистратор пытается выполнять его функции и обнаруживает, что для начала надо получить разрешение RIPE (который вполне может и не разрешить). Скандал, бардак, заявления сверху, что «мы не поддадимся давлению из-за границы», русский сегмент Сети «по техническим причинам» выпадает из общемирового Интернета и начинает жить и развиваться по китайско-вьетнамскому сценарию. Злонамеренных чиновников такой вариант мог бы и устроить — при закрытых дверях душить диссидентов сподручнее. Однако рискну предположить, что дело обстоит куда проще. Скорее всего, как совет директоров ICANN никогда и слыхом не слыхивал о Леониде Дододжоновиче Реймане и его последних инициативах, так и Леонид Рейман просто ничего не знает об ICANN, его полномочиях и прерогативах, о том, что Интернет — это международная сеть, а не феодальное королевство с чеканкой собственной монеты в каждом уделе. Министерство связи просто действовало по принципу «что здесь, то и мое».

Клеймо СМИ
Однако этот проект — лишь один из примеров бесшабашного законотворчества. На сайте Deadline.Ru можно прочитать (www.deadline.ru/dosie/gov000112.asp) еще один проект правительственного постановления «О государственной регистрации сетевых СМИ». В данном случае даже не представляется возможным открыть по поводу этого проекта квалифицированную дискуссию: ведь в документе под понятие «сетевого СМИ» подпадают все мыслимые виды сайтов. Ибо под сетевым средством массовой информации здесь предлагается понимать размещаемую в электронной форме в Интернете (и сетях) совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц. А размещаемые в Интернете и иных глобальных информационных сетях информационные сообщения и материалы рассматриваются тут как периодические, если производится (предполагается) их полное или частичное обновление не реже одного раза в год (!). Если призадуматься, то не-СМИ могут считаться только домашние странички, да и то лишь те, которые не обновляются никогда. Естественно, за обязательную регистрацию должен взиматься регистрационный взнос. Вполне симпатичный — от 1500 до 15 тысяч рублей (чиновники ведь не могут работать бесплатно). И, наконец, самое интересное — сайты, не зарегистрировавшиеся в качестве СМИ, должны быть «приостановлены» или «прекращены» провайдерами Интернет-услуг в явочном порядке, без судебного постановления.

Совершенно очевидно, что такой закон просто не может быть выполнен в полном объеме и оставляет чиновникам возможность в любой момент «приостановить» практически любой сайт, не пожелавший зарегистрироваться в качестве СМИ.

Кто здесь главный?
Пару дней назад я увидел на сайте проекта EPolitics статичный рекламный баннер, изображающий Путина с симпатичным клювиком и слоганом "Гадкий Путенок". Не исключено, что этот гадкий утенок через пару месяцев действительно станет "прекрасным лебедем", конвертировав свой временный статус «исполняющего обязанности» в официальный президентский. Шансы Путина весьма велики, однако Владимир Владимирович, человек крайне предусмотрительный (что было доказано блестящим проведением избирательной кампании), в данный момент наверняка не прочь заручиться поддержкой именитых представителей Интернет-общественности и произвести благоприятное впечатление на прогрессивное человечество в целом чутким отношением к новым технологиям. (Вот, например, немалое количество американских Интернет-пользователей уверено, что Интернет изобрел вице-президент Эл Гор, от чего Гор хоть и открещивается, но с довольной улыбкой). Отсюда и все чеканные фразы про «выбор свободы» и «поддержку уже сложившихся в Интернете реалий». Между прочим, это может быть совершенно искренним убеждением и.о. президента.

Тем не менее не совсем понятно, почему у родного государства вообще возникают поползновения регулировать либо то, для чего давно уже существуют сложившиеся и общепризнанные механизмы саморегуляции, как национальные, так и наднациональные (в случае с доменными именами), либо то, что уже регулируется действующими законами (как в случае со СМИ). Так, в США государство практически не вмешивается в эти сферы — и это при том, что Интернет родился в Америке и был создан на государственные деньги, а в России государство явилось хозяйничать в среде, построенной на деньги и "усилиями фонда Сороса, коммерческих организаций и голодранцев-энтузиастов" (© Евгений Горный). Сферы же, действительно нуждающиеся именно в государственном регулировании (бизнес-оборот, порядки произведения электронных расчетов, криптография, заключение электронных сделок) остаются в глухом забвении (www.libertarium.ru/libertarium/putting).

Пока что Путин обещал не подписывать проект «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети Интернет» в нынешнем его виде, вернув предложенный вариант на доработку с учетом пожеланий сетевого сообщества. О широких консультациях с сообществом пока ничего не слышно.

13.01.00 - Заметка 68
Copyright © 1996-1999 Егор Быковский (составление, тексты, HTML)
Copyright © 1998-1999 NSever (дизайн)