|
|
Назвался сайтом — полезай в СМИЧиновники обнаружили новые области, до сих пор не охваченные регулированием и лицензированиемЕгор Быковский Рубрика - NETLAW Пока редакция "Итогов" блаженствовала в отпуске, случилось немало прелюбопытных событий. Самое главное из них, отставка президента Ельцина, до сих пор у всех на слуху. Но это, между прочим, далеко не все. В самый канун Нового года, 28 декабря, в Кремле состоялась встреча Владимира Путина с представителями Интернет-сообщества. Премьер-министра (тогда еще не исполнявшего президентские обязанности) сопровождали вице-премьер Илья Клебанов, курирующий ВПК, министр связи Леонид Рейман и министр печати Михаил Лесин. Уникальное событие было, разумеется, немедленно отражено и откомментировано всеми сетевыми СМИ, но для большинства оффлайновых читателей осталось практически незамеченным. Между тем декабрьская встреча имеет громадное значение — ведь со времени знаменитой он-лайновой пресс-конференции бывшего президента Ельцина и его знаменитого "граждане интернетчики!" прошло уже больше полутора лет. За это время власти не слишком настойчиво демонстрировали свой интерес к Сети и к заселяющему ее племени младому, незнакомому, время от времени то вяло обещая "всемерно поддержать и углубить", то утробно и не слишком целеустремленно намереваясь всех этих непонятных "интернетчиков" уконтрапупить. В последние месяцы, однако, заметную и устрашающую активность проявлял министр связи Леонид Рейман (www.information.ru/sab/62.html), грозясь прислать нам очередного фельдфебеля в сетевые Вольтеры. Леонид Дододжонович очень точно почувствовал, что его непосредственный начальник скоро всерьез задумается о судьбах русского Интернета, и почтительно его опередил. Однако оказался политически неправ — на той самой встрече 28 декабря Путин декларировал, что не собирается «искать баланса между свободой и регулированием: выбор всегда будет в пользу свободы». Казалось бы, стоит порадоваться. И успокоиться на мысли о том, что судьба «русского сегмента Сети» в надежных демократических руках. Однако большая часть из двух десятков приглашенных представителей «Интернет-сообщества» ушли со встречи (vesti.ru/daynews/1999/12/29/01putinternet) не слишком радостными. Они ли тому виной? Конечно, можно упрекнуть представителей соббщества в том, что 20 человек никак не могут полноценно представлять полуторамиллионное население русской Сети, и потому собрание со всей непреложностью не было достаточно представительным. И все же дело скорее в том, что они услышали во время встречи. Планы правительства настораживают. И даже неприятно изумляют.
Имена в законе Для юриста же проект — просто золотая россыпь. Так, известный специалист по проблемам права в Сети Виктор Наумов отмечает (www.vic.spb.ru/law/doc/a17.htm), что в этом подзаконном нормативно-правововом акте в качестве субъектов подразумеваются «все физические и юридические лица, независимо от государственной принадлежности». Где же этот акт действует? В «российском сегменте сети «Интернет» — не определенном в законе понятии. Проще говоря, фактически предлагается распространить юрисдикцию РФ на всех лиц гражданского оборота (и иностранных, и российских) по пространству, не означенному какими-либо границами. Указанная неопределенность вполне может быть воспринята как нарушающая международные принципы суверенитета и невмешательства в дела других государств. Практически все дефиниции в этом документе неудовлетворительны с юридической точки зрения. Проект последовательно противоречит и нарушает: законодательство о хозяйственной деятельности, статью 23 Конституции РФ (свобода производства и распространения информации), Закон о связи, ряд положений ГК РФ, Закон об информации, информатизации и защите информации. Не говоря уже о том, что проектом выводится из свободного обращения ряд доменных имен, имеющих «особое государственное или историческое значение», что противоречит общемировым обычаям делового оборота (впрочем, нам к этому не привыкать). Их список не определен, приводятся лишь примеры (вроде president.ru или kulikovopole.ru), кому и как они в итоге достанутся, совершенно неизвестно. Однако первая приходящая в голову неюриста претензия к проекту заключается вовсе не в том, что он выпадает из правового поля. Начнем с того, что к настоящему моменту РосНИИРОС делегировано более 18 тысяч доменов. Государственное регулирование — штука вовсе не обязательно плохая, но в данном случае оно обозначает, что правительство пытается оспорить права владельцев двух десятков тысяч доменов (сетевых СМИ, интернет-магазинов, порталов, развлекательных сайтов, просто домашних страниц) на то, за пользование чем они исправно платили деньги в течение последних шести лет и что считали своим. Составителям документа даже не пришло в голову проверить, что такое домен и откуда он есть пошел: они совершенно искренне полагают, что если .RU, то, значит, — собственность Российской Федерации. Доменные имена на самом деле не могут принадлежать никому, ни Российской Федерации, ни РосНИИРОС (www.ripn.net), ни частному лицу. Они лишь делегируются на какое-то время официальным локальным регистратором доменной зоны (в частности, зоны .ru). Локальный же регистратор получает свои полномочия от регионального европейского региcтратора (www.ripe.net) лишь после тщательной проверки того, способен ли он выполнять эту нелегкую работу. И в принципе RIPE может в любой момент заменить его другой организацией, доказавшей, что ее «профпригодность» на порядок выше. RIPE, в свою очередь, тесно сотрудничает и отчасти получает свои полномочия от верховного международного координатора доменных зон и интернет-адресов ICANN (www.icann.org), тоже ни в какой степени не подчиняющегося как правительству Российской Федерации, так и вообще какому бы то ни было правительству. ICANN (некоммерческая организация) опирается в своей деятельности на «поддержку и предложения международного Интернет-сообщества», руководствуется решениями «международного совета директоров» и не нуждается в одобрении каких-либо политических институтов. Разумеется, с международными координаторами Интернета можно и не сотрудничать, если хочется построить свою собственную сеть, никак не связанную и не сообщающуюся с остальными. Можно было бы предположить, что проект постановления является сознательной провокацией — РосНИИРОС слагает с себя обязанности под давлением правительства, созданный государством регистратор пытается выполнять его функции и обнаруживает, что для начала надо получить разрешение RIPE (который вполне может и не разрешить). Скандал, бардак, заявления сверху, что «мы не поддадимся давлению из-за границы», русский сегмент Сети «по техническим причинам» выпадает из общемирового Интернета и начинает жить и развиваться по китайско-вьетнамскому сценарию. Злонамеренных чиновников такой вариант мог бы и устроить — при закрытых дверях душить диссидентов сподручнее. Однако рискну предположить, что дело обстоит куда проще. Скорее всего, как совет директоров ICANN никогда и слыхом не слыхивал о Леониде Дододжоновиче Реймане и его последних инициативах, так и Леонид Рейман просто ничего не знает об ICANN, его полномочиях и прерогативах, о том, что Интернет — это международная сеть, а не феодальное королевство с чеканкой собственной монеты в каждом уделе. Министерство связи просто действовало по принципу «что здесь, то и мое».
Клеймо СМИ Совершенно очевидно, что такой закон просто не может быть выполнен в полном объеме и оставляет чиновникам возможность в любой момент «приостановить» практически любой сайт, не пожелавший зарегистрироваться в качестве СМИ.
Кто здесь главный? Тем не менее не совсем понятно, почему у родного государства вообще возникают поползновения регулировать либо то, для чего давно уже существуют сложившиеся и общепризнанные механизмы саморегуляции, как национальные, так и наднациональные (в случае с доменными именами), либо то, что уже регулируется действующими законами (как в случае со СМИ). Так, в США государство практически не вмешивается в эти сферы — и это при том, что Интернет родился в Америке и был создан на государственные деньги, а в России государство явилось хозяйничать в среде, построенной на деньги и "усилиями фонда Сороса, коммерческих организаций и голодранцев-энтузиастов" (© Евгений Горный). Сферы же, действительно нуждающиеся именно в государственном регулировании (бизнес-оборот, порядки произведения электронных расчетов, криптография, заключение электронных сделок) остаются в глухом забвении (www.libertarium.ru/libertarium/putting).
Пока что Путин обещал не подписывать проект «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети Интернет» в нынешнем его виде, вернув предложенный вариант на доработку с учетом пожеланий сетевого сообщества. О широких консультациях с сообществом пока ничего не слышно.
|
13.01.00 - Заметка 68 |