|
|
Поработал - и хватит! Год гигагерца Запомнить все! Домашний шпион IMHO, это FUI Вкратце:
Банк на диванеБума в российском Интернет-банкинге следует ожидать к концу года. Наверное...Егор Быковский Рубрика - СМЕНА ВЕХ Определимся сразу. Интернет-банкинг - это вовсе не процесс сдачи банками на слом своих офисов-небоскребов и перевод всей деловой активности в Интернет. Хотя бы потому, что Сеть - это открытая система со всеми ее недостатками, в частности не слишком высоким уровнем надежности. Поэтому действительно важными сведениями банки и другие крупные игроки финансового рынка обмениваются по закрытым для случайных посетителей каналам, крупные трансакции будут проведены через межбанковскую систему SWIFT, куда может получить доступ только сертифицированный банк, и т.п. Интернет-банкинг - это просто один из способов дистанционного управления персональным банковским счетом, а Сеть в данном случае - не более чем способ передачи данных, тот виртуальный шнур, который тянется от вашего компьютера до банковских закромов. С этой точки зрения управление счетом по телефону мало чем отличается от Интернет-банкинга. Вначале было слово. В начале 80-х годов, когда слово «компьютер» было уже хорошо известно, но никто их еще толком не видел (да и Сети никакой еще не было), появились первые банки, предлагавшие распоряжаться средствами на счету с помощью телефона. Разумеется, VIP-клиенты и раньше могли отдать распоряжения по телефону - голосом, предварительно каким-то образом идентифицировав себя. Теперь же массы обычных клиентов получили возможность, просто нажимая последовательности кнопок на телефоне с тоновым набором, заплатить за квартиру, отопление, тот же телефон; в общем, расплатиться по привычным, «регулярным» счетам. Этим «телефон-банкинг» и отличается от героя нынешней «темы номера»; основной его недостаток в том, что она не заменяет, а дополняет традиционные банковские услуги — клиент все равно вынужден постоянно ходить в банк «ногами». Проведение телефонных операций возможно только в тех случаях, когда клиент заранее оформит бумажный эквивалент телефонной операции, то есть с помощью телефона обычно можно переводить лишь заранее указанные суммы, и в заранее оговоренные места. Не то теперь. Теперь через Интернет любой человек может управлять своими деньгами так, как ему заблагорассудится (перевести со счета на счет, конвертировать в любую валюту, вложить в акции, оплатить как «регулярные», так и неожиданные счета) — разумеется, при условии, что его банк предоставляет подобную услугу. Ну, а если не предоставляет, большой беды в том нет, ведь в Интернете нет расстояний, и можно обратиться в другой, более «продвинутый» банк. В других статьях «темы номера» достаточно подробно рассказывается о зарубежном опыте и миллионах счастливых пользователей. Как же дело обстоит в России? Не слишком хорошо. По оценкам экспертов, число пользователей систем Интернет-банкинга (напомним, это частные вкладчики с персональными счетами) не превышает 3-3,5 тысяч человек. Дело даже не в том, что подобную услугу предлагают всего несколько банков (при этом только в «Автобанке» и «Гута-банке», пионерах этого бизнеса, системы уже прошли испытание временем). А в том, что отечественный клиент вообще в последнее время не любит банки. В принципе. А особенно подозрительно относится к новым и не слишком понятным услугам. Банки, со своей стороны, пока не слишком стремятся клиента в его опасениях разубедить и обаять. Почему? Они выжидают бума Интернета и напрямую с нм связанного роста и-коммерции и и-банкинга, когда уже можно будет не бояться, что рекламой своей новой услуги они оплатят вхождение на рынок конкурентов.Ситуация аналогична той, что пару лет назад сложилась в бизнесе сотовой/мобильной связи. Ее развитие можно легко экстраполировать — как только на рынке объявится достаточное количество людей, (1) держащих деньги в банках, а не под подушкой, (2) среднемесячный остаток на счетах которых превышает 600-700 долларов, (3) не боящихся Интернета и знающих слво «браузер», (4) ценящих свое время и не желающих тратить время на очереди в сберкассах для оплаты коммунальных счетов, (5) понимающих, что автомобиль выгодно страховать, вкладывающих деньги в акции и инвестиционные фонды и т.д. — вот тут-то и начнется бум электронной торговли и «удаленных» банков. Впрочем, консервативнось и относительная бедность потенциальной потенциальной клиентуры — отнюдь не единственное препятствие на пути российского и-банкинга. Во-первых, удаленное управление счетом если и является более удобным средством распоряжаться деньгами, чем традиционные походы в банк, то пока еще довольно дорогим. Так, никакая трансакция в системе «Телебанк» Гута-банка не обойдется дешевле, чем в доллар, а то и куда дороже. Западные же банки привлекают клиентов как раз тем, что стоимость трансакций в и-банкинге падает в сто и более раз. Во-вторых, те системы обслуживания, что предлагаются сейчас у нас на рынке, неполноценны — скажем, ни одна из них не предлагает автоматизированное получение кредитов. То есть банк все равно придется посещать, и число потенциальных клиентов резко снижается от всех пользователей Интернета до обитателей соседнего квартала или, в крайнем случае, города. Между тем решение о выдаче небольшого кредита вполне может принять и компьютер на основании заложенной в него кредитной истории клиента, места его работы, величины запрашиваемого кредита или ссуды и пр. Наконец, в-третьих (и это самое важное) — широкому распространению и-банкинга мешает неопределенная правовая ситуация. Дело в том, что операции в Сети невозможно проводить, каждый раз подписывая ручкой бумажные документы. Приходится использовать так называемую «цифровую подпись». В сравнительно грубом приближении она представляет собой некую уникальную последовательность битов, сопровождающую любую операцию какого-то человека и с максимально высокой степенью достоверности удостоверяющая его личность. Не приходится сомневаться, что электронная подпись скоро станет, если уже не стала, понятием не менее важным, чем чернильная (а подпись клиента вообще играет для банков куда более важную роль, чем имя клиента). Однако в России электронная подпись как бы и н существует, статус ее никак не определен. Она пару раз вскользь упоминается в статьях Гражданского кодекса, но это и все. На самом же деле необходим нормальный закон об электронной подписи, на основе которого потом вырастет законодательство об электронной коммерции (или наоборот — это неважно). Проекты этих законов не подобрались пока даже к первому думскому чтению. Это препятствие, правда, не так ужасно, каким может показаться на первый взгляд. Дмитрий Бурдинский, генеральный директор компании «Интернет Маркетинг», заниающейся консалтингом в сфере и-бизнеса, напомнил вашему корреспонденту, что отсутствие закона лучше, чем плохой закон. А плохих законов нам не занимать. Пока что участники рынка просто тщательно прописывают в договорах все аспекты отношений, как-то:клиент соглашается признать свою электронную подпись полным эквивалентом бумажной и пр. Это, конечно, выход из положения, но энтузиазма неурегулированност ситуации не вызывает. Читателю, готовому уже прослезиться над судьбой отечественного и-банкинга, советую не спешить. Не все так плохо. Менее чем за тысячу рублей любой желающий может открыть счет в Автобанке или Гутабанке (в последнем случае даже не надо для этого выходить из дома — был бы Интернет) и получить в свое распоряжение, соответственно, систему «Домашний банк» или «Телебанк». Не станем вдаваться здесь в рассмотрение плюсов и минусов обеих — в глобальном смысле он практически идентичны. Обе они позволяют свободно распоряжаться средствами на счету (переводить деньги в пределах системы, банка или перемещать их в другие финансовые учреждения), оплачивать либо фиксированный ряд услуг (коммунальные платежи, пейджинг, мобильная связь, подключение к Интернету и пр), либо, при условии заведения кредитной карточки, оплачивать через Интернет (или в «реальной» жизни) вообще любые покупки где угодно, просматривать состояние счета и получать выписки по операциям, покупать и продавать валюту и пр. В обеих системах внедрены многоступенчатые (как аппаратные, так и программные) системы защиты данных. В скором времени станет возможным и онлайновый трейдинг — игра на биржах и покупка акций. К двум лидерам постепенно присоединяются и другие банки — МДМ, Росбанк, от заинтересованности к конкретным действиям по разработке собственных систем перешли еще десяток крупных банков (напрмер, Сбербанк). Так что будущее отечественного и-банкинга не беспросветно. По сведениям «Итогов», в этом году в российскую и-коммерцию будет вложено больше средств, чем за предыдущие три года вкупе, а ее развитие (и связанной с ней инфраструктуры), несомненно, подтолкнет и развитие удаленных банков — покупки в Интернете куда более привлекательны, если их можно оплатить сразу. Таким образом, существует шанс сократить разрыв в развитии банковского дела (между Россией и Западом), поскольку мы можем довольно быстро перескочить через промежуточные стадии «удаленного» банкинга (технологии карточного, телефонного и модемного «удаленного» доступа). Компьютеров и денег у нас, действительно, не хватает — зато телефонная сеть входит в мировую десятку крупнейших и даст фору многим азиатским «тиграм». Теоретически «виртуальные» банки могут дотянуться через телефонную сеть (в частности, посредством несложных Интернет-устройств) практически до любого уголка страны. Скорее всего, таких масштабов и-банкинг достигнет ще не очень скоро — а вот локального бума в обеих столицах следует ожидать к концу года. Если только Интернет не отменят.
|
10.03.00 - Заметка 73 |